31 бер. 2015 р.

Эксперт «Группы 2 мая» Владислав Сердюк: «Прошлогодняя бойня в Одессе больше не повторится, я уверен»


Одесса в последние месяцы в тревоге: чуть ли не каждую неделю разные районы города сотрясают взрывы. Кому неймется? Чем это может закончиться? И, главное, что делать? Об этом мы говорили с моим коллегой по «Группе 2 мая» подполковником МВД в отставке, экспертом по работе правоохранительных органов Владиславом Сердюком.
Владислав Сердюк (в центре) выступает на заседании группы полицейских из Миссии ЕС по реформированию украинских органов юстиции и правопорядка, которое прошло в сентябре 2014 г.  в здании Совета Европы в Брюсселе. Фото Натальи Миримановой

 
 - Владислав Михайлович, когда на круглом столе после первых взрывов в Одессе вы высказали предположение, что взрывы связаны с событиями 2 мая, вам, по-моему, не очень поверили. В том числе я. Но на сегодняшний день количество взрывов уже перевалило, если не ошибаюсь, за два десятка. Какой версии вы придерживаетесь сейчас? Есть ли все-таки связь с событиями почти годичной давности?
- Анализируя информацию о взрывах, зная ситуацию, которая сложилась в городе после 2 мая прошлого года, я сделал вывод, что теракты в городе прямо или косвенно связаны с теми трагическими событиями. Дело в том, что антимайдановское движение в Одессе в 2014 г. возникло не на пустом месте. Оно пользовалось поддержкой значительной части жителей города и пользуется до сих пор, хотя на данный момент находится в полуподпольном состоянии. Большинство жертв бойни 2 мая были или активными членами движения “Куликово поле”, или людьми, им сочувствующими. Понятно, что друзья, родственники никогда не смирятся с потерей близких людей. Кроме того, после арестов, последовавших за событиями 2 мая, много активных членов «Антимайдана», участвовавших в массовых беспорядках, остались на свободе, и не все из них выехали из города. Они могут быть идеальными исполнителями террористических актов: мотивированы, знают город, имеют связь с единомышленниками за пределами Украины.
С другой стороны, не прекращается подрывная работа в городе спецслужб России. Ведется она через беглых лидеров одесского «Антимайдана», находящихся на территории Крыма и Донбасса. В основном влияние этих людей на одесских террористов заключается в информационной ”накачке” и материальном обеспечении. Последние сведения от СБУ, которые появились в прессе, о том, что задержанные некоторое время назад предполагаемые террористы принимали активное участие в событиях 2 мая 2014 г. в Одессе, подтверждают мою версию.

- У нас, членов «Группы 2 мая» есть немало претензий к тому, как идет расследование уголовного дела по массовым беспорядкам. Прослеживается и определенная тенденция в работе суда: сначала были попытки перенести суд как можно дальше от Одессы, потом дело стали слушать в довольно тесном зале Малиновского суда, куда практически не допустили прессу, адвокаты отмечают нарушения закона со стороны судей. Мне кажется, что если следствие и суд и дальше не будут прислушиваться к критике гражданского общества, мы можем получить попытки самосуда и мести со стороны тех, кто считает такое положение дел несправедливым. Как бы вы оценили эту ситуацию, насколько она взрывоопасна?
- Да, следствие идет из рук вон плохо. Я думаю, что некачественные следственные действия начались еще на старте расследования. Это можно объяснить, с одной стороны, масштабом события, с которым одесская милиция никогда не сталкивалась и не была к нему готова, а с другой - отсутствием мотивации у следователей в вопросе установления истины по этому делу.
Ошибки и промахи в действиях следственно-оперативной группы можно исправить уже на стадии начавшегося судебного разбирательства. Но мы видим, что этого не происходит. Ситуация вокруг судебного процесса по событиям 2 мая действительно сложная. Причем действия суда не устраивают как одну, так и другую сторону. Но представителей пророссийски настроенных групп граждан не устраивает, конечно, больше. И это является дополнительным мотивом для совершения террористических актов в городе.

- Существует такая диспропорция. Из погибших 2 мая двое евромайдановцев были застрелены в центре города, остальные 45 человек (одно тело до сих пор не опозано) так или иначе принадлежат к пророссийски настроенным кругам Одессы либо оказались в эпицентре событий случайно. И на скамье подсудимых 20 человек – те, кто был задержан в торговом центре «Афина», то есть в основном члены организации «Православное казачество» либо активисты Куликова поля. В то же время мы не видим на скамье подсудимых ни Виталия Будько, ни Сергея Ходияка, которые подозреваются следствием в убийствах в центре Одессы. Первый находится в розыске, второй под следствием, свободно живет в Одессе и даже приходит к Малиновскому суду в день заседаний. Может ли такая диспропорция тоже как-то отразиться на общественных настроениях и стать детонатором противоправного поведения?
- Как я уже отметил ранее, судебный процесс влияет на ситуацию со взрывами и на политическое противостояние в принципе. Действительно, существует серьезный перекос в количестве представителей «Антимайдана» и «Евромайдана», привлекаемых к уголовной ответственности, в сторону активистов Куликова поля. Наша общественная комиссия по расследованию событий 2 мая пришла к выводу, что первыми применять огнестрельное оружие в той бойне начали активисты Куликова поля. И первым смертельно раненым был Игорь Иванов, член одной из патриотических организаций. Но, с другой стороны, из шести погибших в центре города от огнестрельного ранения четверо - представители антимайдановских организаций. Кто-то же в них стрелял? Даже если это была самооборона со стороны активистов «Евромайдана», следствие должно было установить этих людей и обстоятельства, при которых они применяли оружие. Дальше уже суд решил бы, виновны они или нет. Но такого не произошло. Такая необъективность в расследовании играет на руку московской пропаганде и никак не способствует нормализации ситуации в городе.


- Сейчас вновь заговорили о попытке России раскачать Одессу. Многие опасаются рецидива того, что случилось год назад, в день годовщины трагических событий. Насколько, на ваш взгляд, велика такая вероятность, если учитывать настроения в Одессе?
- Я скажу так. Мне не все нравится из того, что произошло в Украине за последний год. Но по отношению к действиям России у меня, как у гражданина Украины, позиция четкая: Россия - агрессор, Крым - это Украина, Родину не выбирают и Родиной не торгуют. Российская власть и ее друзья в Одессе будут делать все, чтобы город не жил спокойно и стабильно. И надо сказать, что многие патриотические организации Одессы своими необдуманными действиями им в этом, скажем так, помогают. Я, например, не понимаю, зачем эта возня вокруг будущего празднования 9 мая. День Победы трогать нельзя. Это не победа России над фашизмом. Это победа над фашизмом и украинцев, и беларусов, и грузин, и евреев, и русских, и представителей еще десятков народов и национальностей. Я бы посоветовал общественным формированиям «Евромайдана» 9 мая взять под охрану ветеранов войны, места их сбора и тем самым показать, что борьба за независимость Украины и нацизм, между которыми ставят знак равенства российские СМИ, не имеют ничего общего.

- Вы проработали в системе МВД много лет, знаете все тонкости оперативной работы. Что бы вы посоветовали вашим бывшим коллегам, тем, кто сегодня обязан предотвращать теракты и заботиться о безопасности граждан?
- Больше работать и меньше совещаться. Больше уделять внимания оперативной работе. Такие преступления, как диверсии и теракты, можно раскрыть только оперативным путем. Ведь для Одессы теракты - это не новость, в прошлом они тоже были. Например, в 2002 г. был взрыв в кафе “Авион”, которое находится в аэропорту. Тогда это преступление раскрыли за месяц. Хотя в нынешней ситуации, мне кажется, основную роль должны играть спецслужбы. У них возможностей больше и техническое оснащение лучше.

- Насколько, на ваш взгляд, сегодняшняя милиция может эффективно противодействовать терактам и событиям подобно тем, что произошли в Одессе 2 мая?
- Это для меня, человека с определенным стажем работы в оперативных подразделениях милиции, больной вопрос. Ответить могу так: может, если захочет. Милиция – это, прежде всего, люди, которые в ней работают. Если у них не будет ни моральной, ни материальной мотивации для эффективной работы над раскрытием любых преступлений - порядок в нашем городе и в стране навести будет сложно. Милицейская система у нас до сих пор постсоветская. Во всем. Чем быстрее поменяем систему, избавимся от прихлебателей и случайных людей в правоохранительных органах, тем быстрее собьем криминальную и сепаратистскую волну в обществе. А бойня 2 мая в Одессе больше не повторится, я уверен. За год здравомыслящих людей в Одессе стало больше и количество желающих ходить с флагами другого государства сильно поубавилось.

Сердюк Владислав Михайлович – председатель ОО «Право на самозащиту». Имеет большой опыт в оперативно-розыскной работе. Во время работы в различных подразделениях уголовного розыска МВД участвовал в раскрытии ряда резонансных уголовных дел. Участник ликвидации аварии на ЧАЭС. В настоящее время - специалист по вопросам коммерческой безопасности, общественный активист. Подполковник милиции в отставке.
Интервью взяла Татьяна Герасимова.

1 коментар:

  1. Как человек имеющий опыт в организации, планировании и проведении оперативно розыскной работы, во многом согласен с выводами господина Сердюка. Единственное в чём не согласен, в оценке того, кто убивал людей на Греческой. Считаю, что организаторы крупномасштабной провокации и непосредственные исполнители, расстреливали граждан не взирая на их социально политическую принадлежность. Им было всё равно в кого стрелять, в майдановцев или в куликовцев. Главной задачей провокаторов было пролить кровь, и чем больше, тем лучше. Чем больше крови, тем больше оснований Российскому руководству ввести в Одессу своих зеленых человечиков для защиты мирного населения от "бандеровцев" и Киевской "хунты". С большой долей вероятности можно говорить, что и на Греческой "куликовцев" и майдановцев расстреливали росийские диверсанты

    ВідповістиВидалити