24 лист. 2015 р.

Расследование трагедии в Одессе как маркер готовности Украины к интеграции в демократический мир

Член "Группы 2 мая" Владимир Саркисян подводит итог последним событиям, касающимся расследования трагедии:
"Доклад Международной консультативной группы Совета Европы, который должен был стать пинком, направляющим украинских власть предержащих в нужном направлении, не возымел желаемого эффекта. Увы, опасения некоторых членов экспертно-журналистской комиссии “Группа 2 мая”, что в объективном расследовании не заинтересованы высшие эшелоны власти, похоже, подтверждаются.



Напомню вкратце, что 2 мая 2014 г. в Одессе произошло вооруженное нападение сил движения “Антимайдан” на проукраинских активистов и футбольных болельщиков, вышедших на совместный марш “За единую Украину”. В результате шестичасового противостояния, в ходе которого обе стороны применяли огнестрельное оружие, и последующего штурма Дома профсоюзов погибло 48 одесситов. На протяжении всего дня МВД, СБУ, ГосЧС продемонстрировали нежелание вмешиваться в ситуацию, а некоторые их действия можно расценить как злонамеренно усугубляющие тяжесть последствий. Расследование же, тянущееся уже полтора года, до сих пор не дало ответов на ключевые вопросы о событиях.

Что со следствием?
В отношении бывшего начальника УВД области Петра Луцюка открыто уголовное дело лишь 13 мая 2015 г. Ему вменяется в вину фальсификация плана “Волна”. Однако об этой фальсификации омбудсмен Валерия Лутковская заявляла еще в июне 2014 г. По недавним заявлениям правоохранителей, расследование в отношении бывшего руководителя МВД области “закончено на 99%”, и единственным камнем преткновения является невозможность определить сумму ущерба, нанесенного пожаром Дому профсоюзов. Дескать, все документы сгорели. Странно, но у “Группы 2 мая” на руках имеется совершенно целая копия поэтажного плана, в которой указана балансовая стоимость здания. Да и пожар в Доме профсоюзов затронул лишь фойе и лестничную клетку - ни один кабинет не пострадал от огня.
Следствие по делу о массовых беспорядках было изначально поручено вести начальнику следственного управления области полковнику Дмитрию Цветкову. Как результат, в ночь со 2 на 3 мая территория уличных боев в районе Греческой площади была зачищена от возможных улик работниками коммунальных предприятий, а помещение Дома профсоюзов с 4 мая было открыто для свободного посещения. Первичные сводки, составленные дежурными райотделов милиции, были откорректированы, а из вещественных доказательств пропало несколько единиц изъятого 2 мая огнестрельного оружия. Полковник Цветков спокойно оставил должность летом 2015 г., и расследование в отношении него не проводилось.
 И, наконец, пресловутый полковник Фучеджи, содействовавший 4 мая 2014 г. штурму городского Управления внутренних дел и освобождению задержанных по делу о массовых беспорядках 40 сторонников “Антимайдана”. Розыскная ориентировка на исчезнувшего Дмитрия Фучеджи ныне отсутствует в базах данных МВД и Интерпола.
Добавим к этому противоречивые заявления высших должностных лиц прокуратуры, МВД и ГосЧС об обстоятельствах гибели людей на Куликовом Поле, явное нежелание прокуратуры опубликовать данные судебно-медицинских экспертиз тел пострадавших, вопреки громкому международному резонансу дела. Если непосредственные события 2-4 мая можно списать на влияние российских спецслужб, то заговор молчания вокруг расследования явно свидетельствует о заинтересованности властей спустить дело на тормозах.
Неэффективность следствия не только подтверждается выводами доклада МКГ Совета Европы и тем фактом, что по эпизоду с пожаром в Доме профсоюзов до сих пор нет ни одного подозреваемого, но и видна невооруженным глазом - обвиняемые в организации массовых беспорядков один за другим освобождаются из-под стражи в зале суда ввиду слабой доказательной базы. Более того, ни один руководитель силовых структур - ни МВД, ни ГосЧС, действия которых, по мнению экспертов “Группы 2 мая”, повлекли за собой тяжкие последствия, - до сих пор не предстал перед судом, а некоторым из них даже не предъявлено подозрение. Расследование по этим лицам и по делу о массовых беспорядках ведут различные структуры - Генпрокуратура и МВД. Более того, последнее ведет дело в отношении Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, подчиненной Министерству внутренних дел, что само по себе - вопиющий факт игнорирования принципа непредубежденности следствия! В то время, как военный прокурор Анатолий Матиос без проблем меняет подследственность, забирая себе любые перспективные дела у МВД, следствие по 2 мая энтузиазма у прокуроров не вызывает. И в этом вопросе группе также приходится брать на себя несвойственные активистам функции. В заявлении на имя Генерального прокурора, подписанном всеми членами “Группы 2 мая”, сказано: “Принимая во внимание замечания МКГ относительно независимости расследования и учитывая прочие выводы, содержащиеся в докладе, “Группа 2 мая” считает целесообразным поручить проведение досудебного расследования всех дел, связанных с одесской трагедией, Управлению специальных расследований Генеральной прокуратуры Украины…"Группа 2 мая" надеется, что Генеральная прокуратура Украины сделает соответствующие выводы из доклада МКГ от 4 ноября 2015 г. и обеспечит полное, всестороннее и эффективное расследование одесской трагедии с соблюдением требования относительно независимости следователей, информирования общественности и потерпевших лиц и обеспечения общественного контроля. Лишь таким образом может быть достигнут прогресс в привлечении виновных к ответственности и восстановления доверия к правосудию”. По словам члена “Группы 2 мая” Сергея Диброва, вопрос передачи подследственности должен был быть поднят на заседании комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Увы, как мы знаем, это заседание было сорвано.

Информационная бездеятельность
До сих пор одесские события 2 мая 2014 г. используются российской пропагандой практически беспрепятственно. Зловещий миф о сожженных за свободу слова мирных гражданах транслируется с трибуны Совбеза ООН, по Европе беспрепятственно катается выставка “Одесская Хатынь”, щедро финансируемая Москвой через беглого олигарха Игоря Маркова. Фильм московского пропагандиста Мамонтова “Ожог”, полный подтасовок и лживых умозаключений, регулярно демонстрируется западному зрителю под видом материалов расследования независимых правозащитников.
Все это происходит на фоне полнейшей бездеятельности как МИД Украины, так и Министерства информационной политики. По сути, борьбу с дискредитирующей Украину ложью ведут лишь журналисты “Группы 2 мая”, вот уже полтора года на волонтерских началах проводящие собственное расследование событий. Принимаясь за журналистское расследование, члены группы не намеревались подменять собой следственные органы, а рассчитывали лишь провести реконструкцию событий и объективно освещать результаты официального следствия. В реальности вышло наоборот - результаты журналистского расследования используются следственными органами, а выводы группы повторяет Генеральная прокуратура.
 В последнее время “Группе 2 мая” приходится исполнять функции и Министерства иностранных дел. Получив сведения о том, что усилиями создателей “Одесской Хатыни” в Берлине собираются провести так называемый кинофестиваль “Демократия в огне”, представив на нем в качестве номинантов пропагандистские ролики, явно и злонамеренно искажающие факты о кровавой одесской  драме, журналисты связались с дирекцией Берлинского Дома демократии. Группа заявила протест против использования фильма, снятого по материалам “Группы 2 мая” киевскими кинематографистами Еленой Лебеденко и Елизаветой Татариновой, в качестве легитимного прикрытия антиукраинской пропаганды. Берлинский Дом демократии разорвал договор с устроителем фестиваля. Попутно был предан огласке и тот факт, что устроитель мероприятия Олег Музыка замечен в тесном сотрудничестве с неонацистскими и ультраправыми организациями Германии. Не правда ли, было бы естественнее ожидать, что МИД Украины, имеющий глаза и уши в столице крупнейшего члена Евросоюза, отреагировал бы ранее журналистов, получающих сведения окольными путями?
В августе 2015 г. журналистам удалось заручиться поддержкой Международного фонда “Відродження” для воплощения в жизнь интернет-проекта, рассчитанного на популяризацию результатов своего расследования для широких масс как в Украине, так и за рубежом. На днях в рамках этого проекта члены группы представили общественности интерактивную хронологию 2 мая 2014 г. - восстановленную по минутам историю того страшного дня. Проект планируется мультиязычным и поможет людям, интересующимся правдой об одесской трагедии, представить себе ход событий наглядно. Признательность фонду одновременно является жесточайшим упреком Министерству информационной политики, за полтора года не предпринявшего хотя бы попытки противодействия враждебной пропаганде. А ведь медийные возможности министерства ни в какое сравнение не идут с возможностями (пусть и весьма популярных) региональных журналистов.
Если украинские державные мужи рассчитывают на то, что дело о 2 мая 2014 г. забудется, рассосется само собой, то этой надежде сбыться не суждено. Одесская трагедия продолжает возбуждать острейший интерес внутри страны и в мире. Это дело является не только инструментом давления на Украину, но и своеобразным маркером необратимости процессов обновления государства, готовности нашей страны к интеграции в демократический мир.

Владимир Саркисян






Немає коментарів:

Дописати коментар