В декабре 2014 года в Интернете появилась аудиозапись телефонных переговоров между начальником управления областной администрации Игорем Болянским и руководителем «Самообороны» одесского Евромайдана Дмитрием Гуменюком.
Журналисты «Думской» обнародовали результаты своего расследования по поводу возможного участия активистов «Самообороны Одессы» в нападении на палаточный городок на Куликовом поле.Авторы видеоролика, выложенного в сети Интернет, утверждают, что эти телефонные разговоры стали причиной нападения на Куликово Поле, где в результате пожара в Доме профсоюзов погибло более 40 человек.
Для начала стоит напомнить, что «Самооборона» появилась на одесском Евромайдане после событий 19 февраля 2014 года, когда участники мирного митинга перед зданием ОГА и журналисты подверглись нападению неизвестных. Тогда стало понятно, что милиция не собирается исполнять свои обязанности, и активисты Евромайдана начали создавать собственные формирования, чтобы обеспечить безопасность участников массовых акций.
Бойцы «Самообороны», общая численность которой составляла больше ста человек, были соответствующим образом обучены и экипированы — их отличала единообразная форма одежды камуфляжной расцветки, армейские каски зеленого цвета и характерные деревянные щиты. «Самооборона» присутствовала на массовых акциях и действовала организованной группой в координации с милицией, применяя тактику полицейских подразделений по охране порядка.
Как установила журналистско-экспертная «Группа 2 мая», в тот трагический день «Самооборона» планировала обеспечивать безопасность участников марша футбольных болельщиков и сторонников единства Украины от Соборной площади к стадиону «Черноморец».
Согласно хронологии массовых беспорядков, опубликованной 26 июня 2014 года, «Самооборона» находилась в центре города от начала сбора проукраинских активистов и до окончания задержания группы, укрывшейся в торговом центре «Афина». Как установили журналисты, задержание людей, бывших в «Афине», продолжалось примерно с 19:00 до 19:30, и все это время «Самооборона» удерживала коридор, чтобы не допустить самосуда и расправы над людьми, которых выводили в автозаки.
Судя по записи стрима корреспондента «Думской», в 19 часов 25 минут на Куликовом Поле уже находилось большое количество людей, происходили столкновения, летали камни и «коктейли», горели палатки. Таким образом, можно говорить о наличии у «Самообороны» алиби, которое исключает то, что она является инициатором атаки на палаточный городок.
Кроме того, на видеозаписи издания «Трасса Е95» зафиксирован момент первой атаки на Куликово поле. Нетрудно заметить, что экипированных и организованных активистов «Самообороны» в первых рядах атакующих не было.
Это ставит под сомнение достоверность опубликованной аудиозаписи разговора, который якобы происходил между сотрудником ОГА Игорем Болянским и командиром «Самообороны» Дмитирием Гуменюком. Либо этого разговора не было вообще, либо указание Болянского не было исполнено.
Корреспондент «Думской» связался с Дмитрием Гуменюком. Он подтвердил, что познакомился с Игорем Болянским в штабе по обеспечению работы блок-постов на въездах в Одессу и обменялся с ним телефонами, но никогда не был у него в подчинении. По словам Гуменюка, во время беспорядков 2 мая он руководил своими бойцами и получал сотни телефонных звонков. Поэтому не может точно подтвердить, является ли запись разговора достоверной и не подвергалась ли монтажу, а также уточнить, в какое время происходил записанный разговор.
Гуменюк заявил, что «Самооборона» не нападала на Куликово поле и тем более не поджигала здание Дома профсоюзов. Все это время активисты находились на Греческой площади и действовали во взаимодействии с УБОПом. Он высказал сожаление по поводу того, что его бойцы оказались на Куликовом поле уже после трагического пожара — по мнению Гуменюка, «Самооборона» была единственной силой, способной в тот момент разделить стороны и не допустить трагедии.
Как видим, свидетельства Гуменюка совпадают с доступными видеозаписями и показаниями других очевидцев, которые проанализировала и обобщила «Группа 2 мая». Однако вопрос о том, был ли телефонный разговор и было ли исполнено указание Болянского, остался открытым.
Мы продолжили расследование, и как нам стало известно, такой или подобный разговор все же имел место и произошел примерно в 16:00 — еще до первых смертей в центре Одессы и за три с половиной часа до пожара в Доме профсоюзов. По информации наших источников, «Самооборона», действительно, направилась на Куликово Поле, однако по дороге развернулась и затем находилась в районе Греческой площади до конца столкновений и задержаний, то есть как минимум до 19:30.
Согласно хронологии, опубликованной летом прошлого года «Группой 2 мая», в тот день «Самооборона» разделяла противоборствующие стороны на Греческой улице, но примерно в 16:20 организовано покинула перекресток Греческой и Преображенской и под возгласы «На Куликово!» направилась в сторону улицы Бунина.
В 16:27 активисты завладели пожарным автомобилем, который стоял на перекрестке Бунина и переулка Вице-адмирала Жукова.
В 16:35 «Самооборона» остановила колонну «Народной дружины», которая направлялась на Греческую площадь на помощь активистам «Антимайдана», а в 16:40 в сопровождении пожарной машины направилась по Екатерининской в сторону Куликова поля.
В 16:55 колонна «Самообороны», которая находилась в районе перекрестка Екатерининской и Успенской, развернулась и пошла обратно в сторону Греческой площади. По словам командиров, причиной разворота стала информация о первых погибших в районе Дерибасовской улицы. После этого основная часть активистов находилась в районе улицы Бунина, а затем на Греческой пощади.
Содержание разговора Болянского и Гуменюка и поведение «Самообороны» может объясняться наличием первоначального согласованного плана сторон об относительно мирном сносе палаточного городка. Как установили журналисты «Группы 2 мая», эти планы были сорваны «Одесской дружиной», которая в нарушение договоренностей собрала активистов и спровоцировала столкновения, которые переросли в массовые беспорядки.
Согласно документу, опубликованному отдельными участниками «Группы 2 мая», часть палаточного городка была к тому времени демонтирована. По предварительной договоренности, в оставшихся палатках должен был находиться минимум людей. Стычки в центре Одессы нарушили планы сторон и милиции, однако по состоянию на 16:00 на Куликовом Поле людей было еще немного, находились они в палатках, а не в Доме профсоюзов. Наиболее боеспособная часть активистов Антимайдана, действительно, была скована в районе Греческой площади.
Разворот «Самообороны» с угла Успенской может быть объяснен не только первыми смертями на Дерибасовской, но и тем, что на Куликовом поле начали собираться сторонники Антимайдана, что делало относительно мирный демонтаж палаточного лагеря невозможными. В результате к 19 часам на площади находились уже сотни людей, которые проникли в Дом профсоюзов и занесли в него большое количество горючих и легковоспламеняющихся веществ, включая деревянные поддоны, бензиновый генератор и канистры с топливом.
Таким образом, есть все основания предполагать, что разговор между Игорем Болянским и Дмитрием Гуменюком, действительно, имел место. Однако нет никаких фактов, которые бы указывали на то, что «Самооборона» совершила нападение на палаточный городок и поджог Дома профсоюзов, который стал причиной смерти 42 человек.
Редакция «Думской» готова предоставить возможность высказаться всем лицам, упомянутым в публикации. Также мы готовы выслушать очевидцев и участников событий, которые владеют информацией по данному вопросу, в том числе на условиях анонимности.
Немає коментарів:
Дописати коментар