Террористический акт, контроль над незаконными вооружёнными группировками, организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием и гибелью людей, незаконный оборот оружия, - Государственное бюро расследования внесло в ЕРДР данные об организации экс-руководителем СНБОУ Андреем Парубием массовых беспорядков в Одессе 02 мая 2014 года.
Заявления об этом (здесь, здесь и здесь) 27 августа поступили в ГБР от экс-нардепа, экс-советника Президента Януковича Андрея Портнова. Следует ли из этого, что, как поторопились сообщить некоторые СМИ, наконец будут названы реальные имена виновных в событиях 2 мая 2014 г. в Одессе? Большой-пребольшой вопрос. Вот что написал на своей странице в фейсбуке по этому поводу член «Группы 2 мая» Сергей Дибров:
«Тема событий 2 мая снова вернулась в медиапространство. «Алло, Сергей? Вы уже слышали: Портнов подал заявление на Парубия! Ваш комментарий?»
Насколько мне известно, ни Главное следственное управление МВД, ни Управление специальных расследований Генпрокуратуры, ни следователи Службы безопасности Украины не допрашивали Андрея Парубия по одесским событиям.
В отличие от них, мы, «Группа 2 мая», осенью 2014 года задали ему все интересующие нас вопросы и получили детальные развернутые ответы.
Безусловно, показания Парубия нашей Группе — это не процессуальный документ. Но мы пропустили его через колоссальное сито и буквально просветили под рентгеном каждое слово.
Мы кропотливо проверяли, насколько его информация укладывается в общую картину событий в Украине и в Одессе. Выясняли, насколько сказанное соответствует известным нам фактам и другим свидетельствам. Затем мы задавали уточняющие вопросы тем, с кем он общался в Одессе, и восстанавливали события буквально до отдельных фраз. Эту работу проводили участники группы с разными, иногда противоположными взглядами. При таком пристальном внимании мы бы однозначно выявили фальшь, нашли бы нестыковки и неувязки. Но их не было.
Что касается Одессы в целом и апрельского визита Парубия в частности, то в тот момент у секретаря СНБОУ были проблемы и вызовы несравнимо более серьезные, чем пять палаток на площади. Его беспокоила оборона черноморского побережья, российская группировка в Приднестровье, государственная граница с Молдовой и Румынией. Его беспокоила украинская Бессарабия, с которой соединяют всего два моста через Днестр. Его беспокоила одесская милиция, у которой не было спецподразлелений, но зато были политические дрязги, фирменная нерешительность и традиционная кадровая грызня.
На фоне всего этого одесский «Антимайдан» был сущим пустяком, незначительной локальной проблемой, которая, как ему докладывали, к тому времени уже рассасывалась усилиями местных властей. И это полностью соответствует тому, что мы знаем о ситуации из множества других наших источников.
Мог ли Андрей Парубий, к тому времени секретарь СНБОУ, влиять на правоохранителей? Не знаю. На нашу группу он повлиять не мог. С нашим «следователем» он общался охотно, ему было о чем говорить. Мы услышали спокойный рассказ немного уставшего человека, на которого взвалилась колоссальная ответственность. Ему пришлось изрядно потрудиться, но тогда, в сентябре 2014 года, результатами своего труда он в целом был доволен.
Я не сомневаюсь, что и на официальный допрос он бы тоже пришёл — если у следователей и прокуроров хватило бы духа прислать ему повестку. У участников «Группы 2 мая» — хватило.
«Как вы думаете, Сергей, что решит суд?»
Да какой суд? Все заявления Портнова, которые он сейчас строчит в ГБР, вылетают в Трубу. И это вылетит.
Жаль только, официальному расследованию событий 2 мая это никак не поможет. Хотя ему, похоже, не поможет уже ничего».
Напомним, что в сентябре 2014 г. был опубликован отчет Временной следственной комиссии Верховной Рады о расследовании событий 2 мая в Одессе и 9 мая в Мариуполе. В нем роль тогдашнего председателя СНБОУ описана так: "29 квітня 2014 року у м. Одесі під головуванням Секретаря РНБО України Парубія А.В. відбулося засідання оперативного штабу щодо забезпечення узгоджених заходів оперативного реагування на виклики і загрози національній безпеці України за участю керівництва Одеської облдержадміністрації, управління СБ України в Одеській області, ГУ МВС України в Одеській області, Головного управління ДСНС України в Одеській області, Південного регіонального управління Державної прикордонної служби України, командувача Південного оперативного командування, Одеського обласного військового комісаріату та ін".
На этом видео - эпизод из визита Парубия 29.04.2014 г. в Одессу, где он передает бронежилеты для людей, охранявших блокпосты на въездах в Одессу весной 2014 г.
Позже появилась информация о том, что отчет парламентской комиссии подправили уже после подписания его членами комиссии, народными депутатами. Некоторые правки касались именно апрельского визита А. Парубия в Одессу. В тексте, который показали нардепам, о роли секретаря СНБОУ говорилось так (язык оригинала):
«Разом
з тим, письмову інформацію щодо питань, які обговорювалися на вказаному
засіданні та доручень наданих за його результатами Секретар РНБО України
на неодноразові запити від Тимчасової слідчої комісії, не надав. Поза
межами уваги слідства залишилась участь в подіях біля 500 громадян, яких
за сприянням голови Одеської обласної державної адміністрації
Немировського В.Л. було привезено до Одеси з київського майдану
і розміщено на блокпостах. Громадськість міста, незалежні журналісти
вважають, що ці люди були головними учасниками зачистки наметового
містечка на Куликовому полі і підпалу Будинку профспілок.
Зазначений
захід має поширений резонанс серед громадськості міста, оскільки
розвиток подальших подій і відсутність інформації щодо питань,
які вирішував під час перебування в місті Секретар РНБО надає можливість
розповсюдженню інформації, що саме цей чиновник контролював
дії так званих «загонів самооборони».
Эти
абзацы были удалены. Информация о пятистах «майдановцев» теперь
фигурирует только в прямой речи беглого замначальника облУВД Дмитрия
Фучеджи. О Парубие кусок перенесли в начало, где идет речь о трудностях,
с которыми столкнулась комиссия в своем расследовании. Звучит
он следующим образом:
«На численних зустрічах
з представниками Тимчасової слідчої комісії громадськість м. Одеси
акцентувала увагу на приїзді на передодні травневих свят до м. Одеси
колишнього Секретаря РНБО Парубія А.В., а також приїзду після трагічних
подій, 03.05.2014 до м. Одеси заступника Міністра внутрішніх
справ-керівник апарату Чеботаря С.І., створення ним оперативного штабу
по стабілізації оперативної обстановки на території м. Одеси та Одеської
області та взяття на себе його керівництва. На думку членів Тимчасової
слідчої комісії, вказані особи могли б прояснити ситуацію щодо подій,
які відбувалися з 2 по 4 травня 2014 року у м. Одесі».
Одним из тех, кто обвиняет Парубия и бывшего председателя Одесской ОГА Немировского в организации массовых беспорядков, является бывший зам. начальника Главного управления МВД Украины в Одесской области Дмитрий Фучеджи, сбежавший из Украины, находящийся на территории России и получивший гражданство РФ. Тема виновности Андрея Парубия в событиях 2 мая подкрепляет миф об "Одесской Хатыни", который широко используется российской пропагандой в информационной войне РФ против Украины.
Татьяна Герасимова
Немає коментарів:
Дописати коментар