24 лип. 2014 р.

Почему Петр Луцюк не ввел оперативный план "Волна"? Часть 1

Один из ключевых вопросов, вставших перед членами «Группы 2 мая» при расследовании трагических событий в Одессе, это вопрос о действиях милиции. Могла или не могла одесская милиция предотвратить многочисленные преступления против личности, совершенные 2 мая? Если не могла, то по какой причине? Если могла, то что или кто ей помешал? Мог ли такой причиной быть сговор между руководством милиции и руководителями тех или иных политических групп, чтобы сотрудники милиции не вмешивались в события? Кто несет личную ответственность за то, что органы правопорядка не предотвратили убийства граждан и нанесение им телесных повреждений?



«Работник милиции на территории Украины, - сказано в Законе Украины "О милиции", - независимо от должности, которую он занимает, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, или в случае непосредственного выявления таковых обязан принять меры к предупреждению и пресечению правонарушений, спасению людей, оказанию помощи лицам, которые в ней нуждаются, к установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушения, охране места происшествия и должен сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции».
На многочисленных видео, сделанных во время столкновений 2 мая на улицах Одессы, мы видим, как работники милиции бездействуют, не вмешиваются в явно противоправные действия граждан, не препятствуют тем, кто кидает камни, коктейли молотова, бьет машины, стреляет. 

События, в результате которых погибло почти пять десятков человек, а более двухсот получили ранения разной степени тяжести, а также многочисленные видео- и фотоматериалы, выложенные в сети интернет, многочисленные устные и письменные (в соцсетях) свидетельства очевидцев говорят о том, что 2 мая в Одессе марш футбольных фанатов перерос в массовые беспорядки, а также о том, что гражданам была необходима защита от нападений, угрожающих их жизни и здоровью. В своих ответах на наши запросы руководители милиции разного уровня сами употребляют этот термин - "массовые беспорядки", тем самым признавая, что именно это происходило в Одессе 2 мая.
Почему так важна терминология? Потому что пока речь идет об охране общественного порядка и о небольших локальных (до 20-30 человек с обеих сторон) стычках, милиция работает в штатном режиме, используя разные методы принуждения разбушевавшихся граждан в порядку - от устного предупреждения до задержания. Но если локальные стычки перерастают в массовые беспорядки, то угроза безопасности людей, в том числе случайно оказавшихся в эпицентре событий, возрастает в несколько раз. В этом случае законом предусмотрено право милиции применять такие спецсредства, как слезоточивый газ, водометы и даже огнестрельное оружие.
Перечень таких случаев четко очерчен Законом Украины "О милиции". Спецсредства милиция имеет право использовать для защиты граждан и самозащиты от нападения и других действий, создающих угрозу их жизни или здоровью; для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. Для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, милиция имеет право применять в качестве крайней меры огнестрельное оружие.
Быть может, у одесской милиции просто не было возможностей (не хватало людей и спецсредств), чтобы остановить массовые беспорядки?
Чтобы выяснить это, мы отправили несколько запросов на имя начальника Главного управления МВД Украины в Одесской области И.П.Катеринчука с просьбой предоставить информацию о привлечении личного состава милиции (количество сотрудников милиции) для обеспечения общественного порядка в Одессе в период с 1 по 3 мая 2014 г. Все наши запросы и ответы на них можно изучить здесь.
На первый запрос мы получили ответ от начальника управления общественной безопасности Главного управления МВД Украины в Одесской области И.В.Ищенко: запрашиваемая информация является информацией с ограниченным доступом, а потому считается тайной. Отправили повторный, уже более подробный запрос. Ответ пришел от самого Ивана Петровича Катеринчука. Из ответа следует, что в прекращении массовых беспорядков 2 мая в г. Одессе принимали участие 575 работников милиции (с учетом работников Одесского городского управления МВД и подчиненных подразделений, спецбатальона милиции, СБСМ «Грифон» и ДПС ГАИ).
На основании плана обеспечения охраны общественного порядка во время проведения футбольного матча на стадионе «Черноморец» 2 мая, - сообщил нам также И.П.Катеринчук, - руководителем оперативного штаба был назначен зам. начальника ГУМВД Украины в Одесской области полковник милиции Д.В.Фучеджи, который осуществлял руководство и расстановку нарядов милиции во время массовых нарушений общественного порядка.

Для охраны общественного порядка возле стадиона «Черноморец» 2 мая 2014 г. было выделено 18 подразделений. Основные силы - 336 человек, 8 нарядов со служебными собаками, 2 кризисные группы по 80 человек и резерв 100 человек. Место дислокации резерва - ул. Канатная 1.
29 апреля был издан и утвержден Д.В Фучеджи план организационно-практических мер ГУМВД Украины в Одесской области по обеспечению охраны общественного порядка во время подготовки и проведения 2 мая 2014 г. на стадионе "Черноморец" футбольного матча между командами "Черноморец" - "Металлист". В плане подробно прописаны задания для всех подразделений УМВД. В частности, управление милиции г. Одессы должно было разработать оптимальные варианты действий правоохранительных органов в случае возможного осложнения обстановки (угрозы взрыва, пожара, массовых беспорядков и т.д.) на стадионе и прилегающей территории.
План хороший. Удивляет одно: все организационно-практические меры направлены на обеспечение порядка на стадионе "Черноморец" и прилегающей территории. В плане нет ни слова о "Марше единства Украины", о том, что в городе уже не первый месяц существует политическое противостояние. Такое впечатление, что план писали как минимум год назад, летом 2013 г. А сейчас просто скопировали и поставили под ним свежую дату.
Хотя сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения факт, что руководство Украины, МВД Украины, руководство УВД в Одесской области обладало полной и объективной информацией о готовящихся в Одессе 2 мая мероприятиях. Этой информацией были переполнены в соцсети, где декларировались намерения оппонентов: с одной стороны, провести “Марш единства Украины” с четким маршрутом и - с другой стороны - помешать проведению этого марша.
Имея общедоступную и оперативную информацию, руководство УВД в Одесской области знало, что в Одессе, начиная с 1.05.2014 года, сложилась тяжелая обстановка в вопросе обеспечения общественной безопасности с высокой степенью вероятности организации массовых беспорядков и провокаций не только на стадионе "Черноморец" и прилегающей к ней территории.
Выступая по национальному телевидению, и.о. президента А.Турчинов заявил о том, что руководству страны известно о планах дестабилизировать ситуацию. Было заявлено о направлении дополнительных сил и средств в регионы. Была поставлена задача руководителям регионов на местах обеспечить соблюдения правопорядка в период первомайских праздников. В числе названных городов была и Одесса.
Также из заслуживающих доверия источников нам стало известно, что накануне 2 мая СБУ в Одесской области отправило в ГУМВД в Одесской области предупреждение о возможных осложнениях ситуации 2 мая.
С большой долей уверенности мы можем предположить, что на бумаге руководство облУВД сделало все возможное для профилактики массовых беспорядков. Например, как нам стало известно из заслуживающих доверие источников, были сформированы резервы - около 700 работников милиции и внутренних войск. 30.04.2014. начальник Главного управления МВД Украины в Одесской области П.Луцюк подписал поручение «О создании резерва личного состава территориальных ОВД и строевых подразделений». В этом документе содержится перечень подразделений и количество личного состава, которые выделяются в резерв. Всего 655 человек +30 человек УДСО для усиления охраны Одесской обл. администрации и Одесского горисполкома. В документе указано: личному составу резерва, в любое время суток, по указанию Главного управления, выдвинуться к назначенному месту. Время готовности к действиям - 1 час. (При такой формулировке, личный состав должен находиться в своих подразделениях, а не по домам). Ответственность за создание резерва возложена на каждого начальника перечисленных подразделений, контроль за исполнением - на Д.В.Фучеджи и И.В.Ищенко.
Одним из таких формирований, находившихся в резерве, было подразделение "Титан". По нашим сведениям, сотрудники этого подразделения накануне 2 мая были предупреждены о явке на место дислокации 2 мая и без дополнительного оповещения выехали утром 2 мая по нужному адресу. Им раздали положенную амуницию и снаряжение, довели до их сведения приказ: охранять расположение подразделения, ждать приказа на выдвижение. Но приказа на выдвижение 2 мая "Титану" не поступило...
Кроме милиции и других правоохранительных подразделений, к охране общественного порядка в Одессе 2 мая в соответствии с Законом Украины “Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы” были привлечены так называемые общественные формирования.”Группе 2 мая” известно об участии в событиях 2 мая как минимум одного такого формирования - “Православное казачество”.
45 человек, входящих в это формирование, были задержаны в торговом центре “Афина” и отправлены в СИЗО гг. Овидиополя и Белгород-Днестровска, а затем 36 из них перевезены в СИЗО г. Винницы. 28 задержанных вернули в Одессу, заменили им меру пресечения на домашний арест. Все эти члены организации “Православное казачество” являются подозреваемыми в совершении тяжких преступлений.
В связи с тем,что до сих пор не выяснена роль этого подразделения в событиях 21 мая, мы направили соответствующий запрос на имя начальника Главного управления МВД Украины в Одесской области И.П.Катеринчука.

Свидетельством того, что правоохранительные органы Украины и Одесской области знали о возможных столкновениях политических оппонентов и должны были готовиться к ним, служит факт проведения 2 мая совещания в областной прокуратуре. О нем мы узнали из ответа на наш запрос старшего прокурора прокуратуры Одесской области по вопросам обеспечения доступа к публичной информации М.Черного. Именно 2 мая в прокуратуре Одесской области прошло оперативное совещание по вопросу “Состояние организации работы по противодействию проявлениям сепаратизма, гражданского противостояния и обеспечения законности и правопорядка в Одесском регионе”, его проводил зам. Генерального прокурора М.В.Банчук. На совещании присутствовали руководители органов прокуратуры Одесской области и прокуратуры южного региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере, руководители правоохранительных органов области и их заместители, руководители военных формирований, дислоцированных на территории Одесской области. То есть, пока в областной прокуратуре все руководители правоохранительных органов области совещались о том, как предотвращать сепаратизм, сюжет прямо по теме совещания начинал разворачиваться на улицах областного центра! Может ли такое совпадение быть случайным?
Вполне возможно. Вот что об этом совещании рассказал нам на условиях анонимности один из его участников: “О совещании всех оповестили за пару дней. Началось оно в 12.00. И хоть команды отключить мобильные телефоны не было, но на таких совещаниях принято переводить телефоны в беззвучный режим. На заседании зам. Генпрокурора делал “накачку” местным силовикам за то, что плохо борются с сепаратизмом. Было довольно скучно, поэтому кто-то рылся в интернете, кто-то писал смс-ки. На совещании присутствовали начальник областного УВД Луцюк и его зам Фучеджи. Он периодически нагибался, прятался за сиденья передних кресел и раздавал по телефону какие-то указания. Но при этом был абсолютно спокоен.
Закончилось совещание где-то в 14.30 - 15.00. Все ушли спокойно, без спешки. Никто не мчался сломя голову”.
А ведь в городе в это время уже было неспокойно...
2 часть
3 часть.














Немає коментарів:

Дописати коментар