Экспертам и журналистам «Группы 2 мая» недавно попалась на глаза стенограмма заседания
«Тимчасової слідчої комісії Верховної Ради України з питань
розслідування фактів загибелі громадян у місті Одесі» (была создана
12.05.2014 г., ее отчет
так и не был утвержден украинским парламентом). Интересным показался
протокол заседания №15, на котором члены комиссии, депутаты Верховной
Рады и Одесского областного совета, заслушивали руководителей
правоохранительных органов, принимавших участие в трагических событиях.
Сразу хочется отметить, что выводы «Группы 2 мая», изложенные в двух частях «Хронологии» (ч. 1, ч. 2), практически совпадают с той информацией, которую можно получить, изучив стенограммы заседания комиссии.
Из протокола №15 можно узнать много интересных деталей, которые проливают свет на обстановку во властных кабинетах в тот период, на обстоятельства, в которых принимались важные для города и страны решения, а также узнать пофамильно, кто какие решения принимал. По результатам анализа стенограммы можно сделать несколько важных выводов.
На ряде наших заседаний четко говорилось, в том числе руководителями правоохранительных органов о том, что перед тем совещанием, которое Вы проводили в Одесской областной прокуратуре, была дана в общем-то твердая команда выключить все телефоны, оставить их. И вот было такое или нет, для протокола прошу подтвердить. Это первый вопрос, на который я хотел бы получить ответ.
БАНЧУК М.В. (заместитель Генерального прокурора) — Я не давав команди виключати телефони. Зв’язок залишався».
ТИМОШЕНКО В.А. — Тобто вся координація, ви хочете сказати, що йшла через Чеботаря?
БАНЧУК М.В. — Да. Він по звільняв там масу народу. По крайній мірі, якби я керував Міністерством внутрішніх справ, я б таку людину до себе в зами не брав ні при яких обставинах. Більше того, ні при яких обставинах, в мене дуже багато колег міліціонерів, я би не дозволив йому туди їхати в такій складній ситуації. Я вже вивчив це питання, цей висновок я зробив для себе тоді, коли з ним поспілкувався 2 дні. Я вам скажу, що, по-перше, його професійна підготовка надзвичайно не підходить до органів внутрішніх справ. Я розумію, що серед політичного керівництва Міністерства можуть бути люди, які не мають юридичної освіти, це коли мова йде про керівника Міністерства. Але коли у Міністерстві галуззю керує людина, яка не має юридичної освіти, то це, на мою думку, не правильно. Тому він і не міг пояснити, як затримується. Для нього було не зрозумілим те, що я говорив. Я йому говорю, що треба обирати міру запобіжних заходів, а він говорить — це неможливо було, людина не чула».
БАНЧУК М.В. — …питання залишилося спірним, я не давав команду, і прокурор області не міг таку команду дати. Такі команди, вони процесуально оформляються, Ви, як генерал міліції, це розумієте, що взяти під варту — це одне питання, випустити набагато складніше. Тому ніхто такої команди не міг дати, крім слідчого і процесуального керівника. Вона оформляється відповідними документами, їх треба було внести в журнал реєстрації, це через суд все робиться. Ніхто цих команд таких не міг дати, це міг сказати чоловік, який далекий від процесуального закону».
Кто был этим влиятельным человеком, «далеким от процессуального закона»? Мы этого не знаем. Возможно, судебный процесс по делу бывшего начальника управления милиции г. Одессы Андрея Нетребского, начальника ИВС Виталия Приймы, дежурного инспектора Руслана Кондратова, который уже три года идет в Приморском суде, и мог бы дать такой ответ. Да вот беда: этот судебный процесс, как и рассмотрение в судах других уголовных дел по событиям 2 мая, проходит с такими задержками, что общественность и пресса давно потеряла к нему интерес…
Трагедия 2 мая 2014 г. уже стала историей. Но историей, которая еще долго не забудется горожанами и долго еще будет «аукаться» новейшими политическими событиями. В том числе потому, что в этой трагедии до сих пор остается слишком много «белых пятен».
Владислав Сердюк, эксперт «Группы 2 мая», подполковник милиции в отставке.
Сразу хочется отметить, что выводы «Группы 2 мая», изложенные в двух частях «Хронологии» (ч. 1, ч. 2), практически совпадают с той информацией, которую можно получить, изучив стенограммы заседания комиссии.
Из протокола №15 можно узнать много интересных деталей, которые проливают свет на обстановку во властных кабинетах в тот период, на обстоятельства, в которых принимались важные для города и страны решения, а также узнать пофамильно, кто какие решения принимал. По результатам анализа стенограммы можно сделать несколько важных выводов.
- Весь город, задолго до 2 мая 2014 г., знал о том, что в день, когда состоится митинг «За єдину Україну», антимайдановцы, а точнее, представители лагеря на Куликовом поле, готовят нападение на участников митинга. «Не знали» об этом почему-то только руководители силовых структур региона:
- Как мы и предполагали, не является правдой информация о том, что, во время проведения совещания 2 мая 2014 г. в Одессе заместителем Генерального прокурора Банчуком, присутствующие руководители всех силовых ведомств региона отключали телефоны и не знали, что творится в городе. Более того, многие руководители во время заседания выходили из зала и спокойно делали звонки:
На ряде наших заседаний четко говорилось, в том числе руководителями правоохранительных органов о том, что перед тем совещанием, которое Вы проводили в Одесской областной прокуратуре, была дана в общем-то твердая команда выключить все телефоны, оставить их. И вот было такое или нет, для протокола прошу подтвердить. Это первый вопрос, на который я хотел бы получить ответ.
БАНЧУК М.В. (заместитель Генерального прокурора) — Я не давав команди виключати телефони. Зв’язок залишався».
- Еще раз подтверждается версия того, что назначение весной 2014 г. председателем Одесской областной администрации Немировского было не самым удачным решением Киева. Вместо того, чтобы на фоне стремительно развивающихся в Крыму, Донецке и Луганске событий принимать быстрые шаги по стабилизации обстановки в регионе и пресечению распространения сепаратизма, он стал сводить счеты с представителями правоохранительных органов, вспоминая им старые обиды:
- Вместо того, чтобы предпринимать конкретные действия в марте-апреле 2014 г., руководство одесской милиции и одесской прокуратуры издавало приказы и проводило совещания. Бюрократия тоже убивает:
- 3 мая в Одессу прибыл заместитель министра МВД, на тот момент, С.И. Чеботарь, широко известный сейчас по «делу о закупке рюкзаков». Он возглавил штаб по стабилизации ситуации в городе, отстранил от должности начальника областной милиции Луцюка и назначил вместо него исполняющим обязанности начальника Фучеджи. Сейчас уже понятно, что приезд Чеботаря в Одессу не стабилизировал ситуацию, а скорее, наоборот:
ТИМОШЕНКО В.А. — Тобто вся координація, ви хочете сказати, що йшла через Чеботаря?
БАНЧУК М.В. — Да. Він по звільняв там масу народу. По крайній мірі, якби я керував Міністерством внутрішніх справ, я б таку людину до себе в зами не брав ні при яких обставинах. Більше того, ні при яких обставинах, в мене дуже багато колег міліціонерів, я би не дозволив йому туди їхати в такій складній ситуації. Я вже вивчив це питання, цей висновок я зробив для себе тоді, коли з ним поспілкувався 2 дні. Я вам скажу, що, по-перше, його професійна підготовка надзвичайно не підходить до органів внутрішніх справ. Я розумію, що серед політичного керівництва Міністерства можуть бути люди, які не мають юридичної освіти, це коли мова йде про керівника Міністерства. Але коли у Міністерстві галуззю керує людина, яка не має юридичної освіти, то це, на мою думку, не правильно. Тому він і не міг пояснити, як затримується. Для нього було не зрозумілим те, що я говорив. Я йому говорю, що треба обирати міру запобіжних заходів, а він говорить — це неможливо було, людина не чула».
- 3 мая, когда Одесса еще был в шоке, милиции и прокуратуре нужно было проводить следственные действия, разбираться с большим количеством задержанных, определять им меру пресечения. Этот процесс саботировали суды:
- 4.05.2014 г., когда толпа людей ворвалась в Одесское городское управление милиции и вынудила правоохранителей освободить задержанных из ИВС, в городе находились два руководителя высокого ранга: заместитель министра МВД Чеботарь и заместитель Генерального прокурора Банчук. Команду к освобождению задержанных непосредственно на месте, по данным следствия, дал и.о. начальника областной милиции, на тот момент, полковник Фучеджи. Но тот, кто знаком с Фучеджи, знает, что никогда ни одного серьезного решения он не принимал без команды сверху. Кто дал ему эту команду?
БАНЧУК М.В. — …питання залишилося спірним, я не давав команду, і прокурор області не міг таку команду дати. Такі команди, вони процесуально оформляються, Ви, як генерал міліції, це розумієте, що взяти під варту — це одне питання, випустити набагато складніше. Тому ніхто такої команди не міг дати, крім слідчого і процесуального керівника. Вона оформляється відповідними документами, їх треба було внести в журнал реєстрації, це через суд все робиться. Ніхто цих команд таких не міг дати, це міг сказати чоловік, який далекий від процесуального закону».
Кто был этим влиятельным человеком, «далеким от процессуального закона»? Мы этого не знаем. Возможно, судебный процесс по делу бывшего начальника управления милиции г. Одессы Андрея Нетребского, начальника ИВС Виталия Приймы, дежурного инспектора Руслана Кондратова, который уже три года идет в Приморском суде, и мог бы дать такой ответ. Да вот беда: этот судебный процесс, как и рассмотрение в судах других уголовных дел по событиям 2 мая, проходит с такими задержками, что общественность и пресса давно потеряла к нему интерес…
Трагедия 2 мая 2014 г. уже стала историей. Но историей, которая еще долго не забудется горожанами и долго еще будет «аукаться» новейшими политическими событиями. В том числе потому, что в этой трагедии до сих пор остается слишком много «белых пятен».
Владислав Сердюк, эксперт «Группы 2 мая», подполковник милиции в отставке.
Немає коментарів:
Дописати коментар