В начале мая 2014 года
Владимир Путин наградил около 300 журналистов и других работников СМИ
государственными наградами РФ "за возвращение Крыма". Полный список до сих пор можно найти в сети, его публиковали несколько СМИ - как
украинских, так и российских. Среди награжденных - сотрудники Первого
канала, ВГТРК, НТВ, "Россия
Сегодня", ФГУП «Радиочастотный центр», МГТРК "МИР", ФГУП
«Космическая связь», "Лайф Ньюс", "Российской газеты" и
"Комсомольской правды". Все эти люди несут ответственность за пролитую в Украине кровь, за тысячи погибших на Донеччине и Луганщине.
Все они "ковали
великую победу над Украиной" для Путина в этой информационной войне.
Таково правило сотрудников НКВД-КГБ-ФСБ - чем больше людей будет вовлечено в
информационную войну и "запачкано", тем проще будет потом оправдать
самих заказчиков этой войны - Суркова, Глазьева и непосредственно самого
Путина.
Каждый из этого списка
награжденных должен быть наказан. Потому что каждый из них - это солдат в
информационной войне, который "просто выполнял приказ".
Ответственность в этом случает не может быть только коллективной, она
становится индивидуальной: ты ездил за зарплату и гонорары в день так
называемого референдума в Крым или падения "Боинга" в Снежное и
Грабово, снимал, писал репортаж, монтировал, получил за это награду - будь так
любезен, отвечай по закону за пропаганду ненависти и дезинформацию.
Но, кроме федеральных
каналов и информационных сайтов, за время агрессии в Украине специально для
раздувания ненависти были созданы СМИ: сайты "Политнавигатор" и
"Украина. Ру", телеканал "Царьград", с которыми сейчас
активно сотрудничают идеологи "русской весны" и
"Новороссии", бежавшие из
Одессы: политолог Игорь Димитриев, историк Александр Васильев, журналист
Валентин Филиппов, бывший народный депутат Игорь Марков, Егор Кваснюк, Олег
Музыка и другие.
С чего все начиналось. Символы и
наглядная агитация
Кто-то связывает начало
большой информационной компании против Украины с эпизодом захвата острова Тузла
в сентябре 2003 года, когда фактически Россия под прикрытием что "это коса
и до нее нужна российская дамба", попыталась захватить территорию Украины.
Тогда российские СМИ распространяли заведомо ложную информацию - мол,
"границы не установлены, это коса, продолжение РФ, поэтому мы можем стоить
то, что хотим". В 2003 г. украинские дипломаты смогли остановить процесс
аннексии острова. Ситуация в СМИ нагнеталась, но это не было так ярко окрашено,
как случилось в конце 2013-го и уже позднее. Однако, первая "разведка
боем" была проведена именно на Тузле.
После Оранжевой революции
развернулась уже полномасштабная пропагандистская кампания против Украины.
Первый и самый главный символ этой кампании - "георгиевская
ленточка" - придуман (или озвучен по просьбе «товарищей») в мае 2005 года сотрудником "РИА
Новости" Наталией Лосевой. Сейчас она работает в МИА «Россия сегодня».
Это был абсолютно фейковый символ -
использовалась не "лента" как орденская планка для георгиевских
крестов до 1917 года (желто-черная), а гвардейская лента,
"возрожденная" в Советской России в 1943-м – опять-таки как орденская
планка. Возможно, использование оранжевого цвета после Оранжевой революции в
Украине для отвлечения внимания от свободы и требований честных выборов
украинцев и толкнуло создателей "георгиевской ленточки" на замену
желтого цвета на оранжевый в паре с черным. Так или иначе, символ для помечания
"своих" был придуман и активно запущен в массы - сначала это были
акции по раздаче "ленточек" во всех странах бывшего СССР, потом -
марши и дискредитация национальных движений.
Первыми пострадали эстонцы. Все мы помним развязанную российскими медиа
кампанию "против эстонских фашистов", которые перенесли памятник
Бронзовому Солдату из центра столицы Эстонии на Военное кладбище в 2007-м году.
Тогда в митингах против демонтажа памятника участвовали пророссийские активисты
движения "Наши" - и "своих" от чужих отделяли именно
"георгиевскими ленточками". После этого фейк об "эстонских
фашистах" разгонялся неоднократно в течение многих лет. Например, на
телеканале "Звезда" - 2011 год:
Невинная, казалось бы, "георгиевская
ленточка" стала своеобразным разделом с начала российской агрессии в
Украине: сначала ее стали цеплять сторонники Антимайдана против европейской
интеграции, а потом - уже в Крыму в конце февраля-марте 2014 года - откровенные
сепаратисты - казаки "местной самообороны" и оккупационные войска -
"зеленые человечки", окружившие украинские воинские части были
"помечены" этой "ленточкой".
События 2008 года в Грузии, когда по словам
российских СМИ, "фашистская Грузия вероломно напала на маленькую Южную
Осетию", "победители" с "ленточками" полностью
повторятся в Украине в 2014-м году. Вот материал "Российской Газеты",
где проводятся прямые параллели: Грузия = фашистская Германия, а Южная Остия и
Абхазия = Советский Союз.
Дезинформация. Распространение фейков
В Украине ряд независимых
медиа и общественных организаций, начиная с 2014 года ("Інформаційний
Спротив", "ИнформНапалм", "Украинский Кризисный
Центр", "СтопФейк" и другие) скрупулезно собирают факты
дезинформации и прямые фейки, вброшенные в социальные сети буквально с начала Евромайдана и
потом - с аннексии Крыма. В 2014-15 годах "Одесский
Кризисный Медиа Центр" активно отслеживал все фейки и вбросы, которые
разгонялись по социальным сетям при старательном соблюдении методичек, опробованных
на телевидении. Союз "телевидение - наглядная агитация - соцсети" до
сих пор активно работает на различные целевые аудитории - от детей-подростков и
пенсионеров. В фейки и дезинформацию начинают верить даже люди с двумя высшими
образованиями и учеными степенями. У них тоже, как и у малограмотных
маргиналов, отключается критическое мышление и способность думать и возникает
слепая вера, что "Нет такого государства Украина и никогда не было"
или "ЕС скоро распадется".
Цель дезинформации -
заставить жителей постсоветского пространства поверить, что в Украине
"живут фашисты", поэтому "Украина должна быть уничтожена".
Журналисты "СтопФейк"
выделили ряд тем, по которым работали и работают пророссийские журналисты и
фабрики троллей в информационном пространстве (по состоянию на сентябрь 2018 г.:
1. Незаконный захват власти в Украине в
результате свержения законного руководства;
2. Украина – «фашистское государство»;
3. Украина – «несостоявшееся государство»
(failed state);
4. Россия не является оккупантом и не
осуществляла военное нападение на Украину;
5. Дискредитация украинских Вооруженных сил;
6. Фейки, дискредитирующие добровольческие
батальоны (официально вошедшие в состав Вооруженных сил Украины в 2015 году);
7. Внутренне перемещенные лица (ВПЛ) из
Донбасса и Крыма;
8. Территориальный распад Украины;
9. «Территориальные претензии» соседних стран
(претензии на части Украины, которые будут присоединены такими странами, как
Польша, Венгрия, Румыния или Словакия);
10. Фейковая легитимизация аннексии и
оккупации Крыма с использованием представителей правительств других государств,
зарубежных организаций и зарубежных СМИ;
11. Фейки, «объясняющие», что война в Украине
фактически ведется американскими военными, НАТО или западными частными военными
контракторами;
12. Уменьшение западной поддержки Украины –
«усталость от украинской тематики».
Манипулирование международными организациями;
13. Фейки, манипулирующие политическими и
экономическими отношениями между Украиной и ЕС (например, безвизовый режим,
Договор о свободной торговле, песенный конкурс «Евровидение» и др.);
14. Рассказы о распаде ЕС, США и Запада в
целом, о якобы не прекращающейся там «гражданской войне», их незначительной
роли в мировой геополитике;
MH17;
15. Фейки об использовании Западом
биологического оружия против украинцев или на временно оккупированных
территориях (истории о СПИДе / Зика / другие заболевания);
Язык ненависти. Дегуманизация
украинцев
Для того, чтобы настроить своих жителей против
Украины и украинцев, российская пропаганда и по сей день использует
формулировки «вооруженный переворот», «киевский режим», «хунта», «дезертирство»
и расставляет четко обозначенные героические акценты, если речь идет о
россиянах и самой РФ:
- «Россия помогает братским народам»,
- «Россия не ведет войну»,
- «российская армия благородная и
миротворческая».
Следовательно, российская пропаганда не просто
манипулирует и дезинформирует, искусственно формируя определенные мифы и
представления, но и осуществляет ценностную и этическую инверсию, когда преступник изображается как жертва, а жертву обвиняют в совершении преступления.
Рассмотрим, как это происходило в социальных
сетях во вторую неделю октября 2014 года.
Так называемые «вбросы», как правило,
осуществляются с «фейковых» аккаунтов. Это недавно заведенные страницы с
минимальным числом личной информации, друзей и фотографий.
Представляем вашему вниманию новые шедевры
передовой пропагандисткой мысли из ближнего зарубежья.
Самый мощный хардкор – это вброс от «Натальи
Кириловой» про «кастрацию насильников».
Чуть меньше треша в других сообщениях о
зверствах «хунты»
В качестве «доказательства» к подобным
сообщениям довольно часто прилагается ссылка на сайты, которые созданы
исключительно для размещения вымышленных фактов.
Новые партии «карателей», естественно,
завозятся из США. Соглашаются только негры.
Украинская экономика «задыхается» без
донецкого угля.
Цель следующих вбросов – создать ощущение, что
угольная отрасль Донбасса играла важнейшую роль в украинской и мировой
экономике. На самом деле любому украинцу известно, что большинство шахт было
дотационными.
Надо отметить, что в целом кремлевские боты и
тролли стали уделять Одессе несколько меньшее внимание, чем ранее. Видимо,
российское руководство решило сосредоточить усилия на Донбассе. А также на
своей вожделенной мечте – «третьем майдане».
На конец 2015 года пропагандистская тематика в
контексте Украины меняется и получает новый смысл. Становится очевидным
геополитический размах России и универсальность методов пропаганды, которые
теперь применяются по отношению к разным странам – Сирии, Турции, Германии и
другим. Интересная трансформация произошла с освещением тем, связанных с
украинской, турецкой и сирийской тематикой. В российских медиа появляются
материалы «Туркобандеровцы: на Украине воюют джихадисты» (телеканал «Россия
24»), «Батальон «Азов» готов вместе с Турцией воевать против России в Сирии»
(RT), «На стороне сирийских террористов воюют украинцы» (nbnews .com.ua).
В этом случае российские медиа создают синтетический образ врага, который
якобы воплощает все основные угрозы для
России.
В целом анализ тематики фейков и
представленных фреймов демонстрирует последовательные попытки российской
пропаганды сконструировать образ Украины как failed state путем делегитимизации
Вооруженных сил, руководства страны и проводимой политики в различных сферах.
Еще один ключевой элемент конструирования образа Украины в придачу к failed
state – изображение ее как общества, в котором все больше растет популярность
крайне националистических взглядов и групп, являющихся их носителями.
Алена
Балаба, руководитель Одесского кризисного медиа-центра.
Немає коментарів:
Дописати коментар